|
Икэбана
Искусство расстановки цветов в вазах - икэбана («жизнь цветов») - восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего композиция в стиле того времени - рикка («поставленные цветы») - состояла из ветви сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах. С развитием светской культуры в X-XII вв. композиции из цветов
устанавливали во дворцах и жилых покоях представителей аристократического
сословия. При императорском дворе стали популярны особые состязания по
составлению букетов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в
искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэнобо Сэнъэй.
Произведения школы Икэнобо отличались особой красотой и изысканностью, их
устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков. В XVI столетии с распространением чайных церемоний сформировался
специальный вид икэбаны для украшения ниши - «токонома» в чайном павильоне.
Требования простоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшиеся
ко всем предметам чайного культа, распространялись и на оформление цветов -
тябана («икэбана для чайной церемонии»). Знаменитый мастер чая Сэнно Рикю
создал новый, более свободный стиль - нагэирэ («небрежно поставленные
цветы»), хотя именно в кажущейся беспорядочности заключалась особая
сложность и красота образов этого стиля. Одним из видов «нагэирэ» была так
называемая «цурибана», когда растения помещались в подвешенном сосуде в
форме лодочки. Такие композиции подносили человеку, вступающему в должность
или оканчивающему учебу, так как они символизировали «выход в открытое
житейское море». В XVII-XIX вв. искусство икэбаны получило широкое распространение,
возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов.
Однако из-за популярности икэбаны композиции упростились, пришлось
отказаться от строгих правил стиля «рикка» в пользу «нагэирэ», из которого
выделился еще один новый стиль сэйка или сёка («живые цветы»). В конце XIX
в. мастер Охара Усин создал стиль морибана, основное новшество которого
заключалось в том, что цветы размещались в широких сосудах. В композиции икэбаны присутствует, как правило, три обязательных
элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут
воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и
дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию
произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать
красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные
раздумья о жизни человека и его места в мире. Произведения выдающихся
мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и
печаль. По традиции в икэбане обязательно воспроизводится время года, а
сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические
благопожелания: сосна и роза - долголетие; пион и бамбук - процветание и
мир; хризантема и орхидея - радость; магнолия - духовная чистота и др.
| |